Деятельность Национального превентивного механизма против пыток получила оценку

Делегаты подкомитета ООН против пыток, вызвав переполох в «закрытых» учреждениях, ознакомились с ситуацией в четырех областях. В то же время делегация участников Национального превентивного механизма против пыток была приглашена в Страсбург.

Конец сентября выдался знаковым для представителей правозащитных организаций и участников Национального превентивного механизма (НПМ) по предупреждению пыток в Казахстане.

Первое событие связано с тем, что 20-29 сентября 2016 г. состоялся визит в Казахстан членов Подкомитета ООН против пыток, действующего на основании Факультативного протокола к Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. Казахстан присоединился к Факультативному протоколу 26 июня 2008 года.

Делегация ООН изучила общую ситуацию и условия в местах содержания под стражей и лишения свободы в Астане, Костанайской, Павлодарской и Алматинской областях.

Собранная делегацией информация будет отражена в отчете Подкомитета Совету ООН по правам человека и с соответствующими рекомендациями передана официальным органам Казахстана в течение шести месяцев для дальнейшего совершенствования деятельности в этой сфере.

Одними из первых встреч экспертов Подкомитета против пыток ООН состоялась с членами Координационного совета НПМ при Уполномоченном по правам человека, а также с участниками Национального превентивного механизма Казахстана. Визит членов Подкомитета ООН против пыток вызвал «переполох» у сотрудников и руководства органов и учреждений МВД РК, Минобороны, МОН РК и Минздрава РК. Все понимали важность данного визита и все готовились, как могли. Это первый визит делегации Подкомитета ООН в Казахстан за годы независимости.

Второе событие — это визит делегации Казахстана в Совет Европы с целью обмена опытом и лучшими практиками в сфере институционального укрепления учреждения Уполномоченного по правам человека и Национального превентивного механизма по предупреждению пыток в Казахстане. В состав делегации вошли девять человек, из них четыре участника Национального превентивного механизма из Алматы, Восточно-Казахстанской, Павлодарской и Южно-Казахстанской областей, в том числе два представителя Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности.

Важно отметить, что на двух вышеуказанных мероприятиях международные и национальные эксперты в области предупреждения пыток активно обсуждали вопросы становления НПМ в Казахстане. ООН-овские делегаты отметили тот момент, что Казахстан создал при помощи НПМ эффективную систему независимого контроля «закрытых» учреждений. Эксперты отмечают, что НПМ в Казахстане создан на основе модели «Омбудсмен плюс». В свою очередь, Омбудсмен является национальным правозащитным учреждением, созданным Указом Президента Республики Казахстан от 19.09.2002 и обладает статусом «В» в Международном Координационном комитете национальных правозащитных институтов по итогам аккредитации 2012 г.

Избрание участников НПМ является открытым процессом, где главную роль играют представители гражданского общества Казахстана, входящие в состав Координационного совета НПМ. Положительным моментом является то, что за текущий год возрастает количество учреждений, подлежащих превентивным посещениям — с 597 до 3309. Также в 2016 г. в число подмандатных учреждений вошли 2712 участковых пунктов полиции.

Понимая, что готовых «прописей», как создавать и развивать Национальный превентивный механизм, мире нет, эксперты Совета Европы предлагают Казахстану следующие рекомендации. 1) Рассмотреть возможность избрания участников НПМ, как минимум, на два года; 2) дать возможность самостоятельно формировать свой бюджет; 3) усилить иммунитет участников НПМ с целью обеспечения их безопасности и независимости.

В завершение хотелось бы отметить, что можно и перенять опыт французской модели НПМ, которая не ограничивается деятельностью только по предупреждению пыток; данный правозащитный институт вправе занимается любыми вопросами, связанными с нарушениями прав и свобод граждан в «закрытых» учреждениях. Например, НПМ Франции контролирует вопросы менеджмента и кадровой политики в пенитенциарной системе, а также условия труда сотрудников УИС и др.

Таким образом, мы должны понимать, что Казахстан выбрал сложный и тернистый путь на создание национальной системе правозащитных институтов, которые опираются на европейские и ООН-кие стандарты в области прав человека.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.