Справка Коалиции НПО Казахстана против пыток о ситуации с пытками в стране в рамках дела по экстрадиции из Кыргызстана гражданского активиста Муратбека Тунгишбаева

Исх. №9 от 28.05.2018

ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА

Коалиция НПО Казахстана против пыток («Коалиция») объединяет 47 правозащитных организаций и независимых экспертов, а также партнеров. Основная цель Коалиции – формирование политики абсолютной нетерпимости к пыткам в Республике Казахстан, приведение законодательства и правоприменительной практики в Казахстане в соответствие мировым стандартам.

В связи с вынесенным Генеральной прокуратурой Кыргызской Республики решением об экстрадиции гражданина Республики Казахстан МУРАТБЕКА ТУНГИШБАЕВА по запросу казахстанских властей в рамках  Конвенции «О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам» («Кишиневская конвенция»), Коалиция, в свете международно-правового обязательства Кыргызской Республики  по Конвенции ООН против пыток, статья 3 которой запрещает выдачу «какого-либо лица другому государству, если существуют серьезные основания полагать, что ему может угрожать там применение пыток», предлагает нижеследующие пояснения о ситуации со свободой от пыток в Республике Казахстан.

По наблюдению Коалиции, унижающее достоинство, беспечеловечное, жестокое обращение, а также пытки носят в Республике Казахстан распространенный характер. Ежегодно Коалицией регистрируется свыше 200 обращений о пытках либо иных видах противоправного обращения. По данным Комитета по правовой статистике Генеральной прокуратуры Республики Казахстан, на апрель 2018 года в производстве органов уголовного преследования находилось 124 дела по статье «Пытки» Уголовного кодекса Республики Казахстан; зарегистрировано в Едином реестре досудебных расследований было 98 дел; производство по 29 делам продолжалось с прошлых лет; за тот же период прекращено было 173 дела; в суды было передано 9 дел.

Выступая 23 февраля 2017 г. на IV Форуме тюремной реформы Первый заместитель Генерального прокурора Республики Казахстан И.Д. Меркель сообщил, что до суда в Казахстане доходит лишь 2% дел о пытках, причиной чего Первый заместитель Генерального прокурора назвал «корпоративность и высокий уровень лояльности к насилию».

Проведенный организацией-участницей Коалиции МЦЖ «MediaNet» осенью 2017 года опрос 1560 рядовых казахстанцев, показал, что 48% опрошенным известно о случаях пыток со стороны представителей власти в Казахстане, при этом 89% знали, что пытки в Казахстане являются уголовно-наказуемым деянием. Причиной пыток большинство опрошенных назвало «безнаказанность виновных» и «низкую профессиональную квалификацию сотрудников правоохранительных органов».

В 2014 году 8 рекомендаций, предложенных Казахстану Рабочей группой Совета ООН по правам человека в рамках Универсального периодического обзора (УПО), и принятых Казахстаном к исполнению, были направлены на борьбу с пытками.

Тогда же, в 2014 году, по представлении Казахстаном 3-го периодического доклад Комитету ООН против пыток, Комитет предложил Казахстану более 70 подробных рекомендаций, в том числе ряд рекомендаций по гарантиям защиты от пыток.

В 2016 г. в результате рассмотрения 2-го периодического доклада Казахстана по Международному пакту о гражданских и политических правах Комитет ООН по правам человека высказал озабоченность отсутствием в Казахстане эффективного расследования всех сообщений о пытках; наличием уголовно-исполнительной системы в ведении Министерства внутренних дел, а не Министерства юстиции; отсутствием системы возмещения вреда жертвам пыток в полном объеме.

Основные проблемы, касающиеся положения со свободой от пыток в Казахстане, изложены во IIЕжегодном отчете Коалиции, опубликованном в 2017 году, и сводятся к следющему:

  • Проблема с регистрацией заявлений или сообщений о пытках в Едином реестре досудебных расследований (ЕРДР): положения ч. 5 статьи 181 УПК РК, в случае «отсутствия достаточных данных, указывающих на признаки уголовного правонарушения», позволяет не регистрировать заявления о совершенном уголовном правонарушении в ЕРДР, а лишь в Книге учета информации (КУИ), и подвергать их «ревизии и проверке уполномоченных органов» в течение 3-х суток. Это положение используется и по сообщениям о пытках.
  • Заявители о пытках, в порядке ч. 4 статьи 181 УПК, предупреждаются об уголовной ответственности за ложный донос, что, по наблюдению Коалиции, вызывает нежелание жертв, особенно отбывающих наказание в условиях лишения свободы, обращаться с официальными заявлениями, понимая, что доказать свои утверждения о пытках им будет непросто, а значит – рискованно для себя.
  • В Казахстане отсутствует возможность перевода заявителей о пытках, отбывающих наказание в условиях лишения свободы, в неподведомственное МВД спецуреждение, т.к. все спецучреждения системы исполнения наказаний и предварительного заключения в настоящее время находятся исключительно в ведении МВД.
  • В Казахстане условия перевозки заключенных – этапирования – в условиях так называемых «автозаков» могут расцениваться как бесчеловечное обращение. Заключенных, включая женщин, перевозят в чрезвычайно тесных, душных помещениях. Эти условия не соответствуют Правилам Манделы (Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, учрежденные Генеральной Ассамблеей ООН в 2015 году).
  • Сексуальное насилие в закрытых учреждениях продолжает оставаться серьезной проблемой. В адрес Коалиции часто поступают сообщения от лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, о сексуальном насилии среди заключенных, на случаи которого администрация учреждений не реагирует.
  • Часто членовредительство заключенных, применяемое ими во избежание пыток или жестокого обращения, либо в знак протеста против такого обращения, расценивается администрацией учреждений как «неповиновение законным требованиям администрации», и влечет наказание в виде лишения свободы от 5 до 10 лет, и это – в дополнение к тому наказанию, который заключенный уже несёт.
  • Возмещение морального вреда за пытки в Казахстане остается далеким от совершенства. Гражданское законодательство не предусматривает возмещение жертвам пыток морального вреда из средств государственной казны без установления вины причинителей.
  • Гарантии защиты от пыток в Казахстане, согласно действующему Уголовно-процессуальному кодексу (УПК), распространяются лишь на процессуальнных подозреваемых и не распространяются на лиц, подвергнутых доставлению – понятие, введенное новым УПК. Доставление – это мера процессуального принуждения, применяемая для выяснения причастности лица к уголовному правонарушению на срок до 3-х часов с момента фактического задержания. И лишь по подтверждении причастности задержанного к уголовному правонарушению производится его официальное задержание. И только тогда лицо будет считаться задержанным подозреваемым с набором необходимых гарантий защиты от пыток, предоставляемых УПК.
  • Отсутствует видеофиксация момента фактического задержания. Время задержания указывается со стороны сотрудников полиции, его произведших.
  • Медицинское освидетельствование по доставлении производится лишь по ходатайству задержанного.
  • В Казахстане отсутствует независимый механизм расследования заявлений о пытках. Пытки могутрасследоваться Департаментом специальных прокуроров Генеральной прокуратуры или его подразделениями на местах. Однако, нередки случаи проведения фактических проверок по сообщениям о пытках Управлениями собственной безопасности тех же органов, сотрудники которых, по утверждениям потерпевших, применяли пытки.

В связи с вышеизложенным, Коалиция НПО Казахстана против пыток считает, что любое лицо, подвергшееся уголовному преследованию или отбывающее наказание в Казахстане, рискует быть подвергнутым унижающему достоинство, бесчеловечному, жестокому обращению, либо пыткам, без большой вероятности добиться в последующем возмещения вреда и наказания виновных.

Роза Акылбекова

Координатор Коалиции НПО Казахстана против пыток
Директор Казахстанского Международного Бюро по правам человека и соблюдению законности
Член Координационного Совета НПМ при Уполномоченном в РК
Член Рабочей Группы по рассмотрению фактов применения пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания при Уполномоченном в РК

СКАЧАТЬ СПРАВКУ В PDF

Вам может также понравиться...